Главная                                                            История авиации                                             Следующая                                     

   
           
              Когда 17 октября 1891 года публика хлынула в распахнутые  двери  выставки на Елисейских полях,  «гвоздя»  экспозиции  –  летательного  аппарата  «Эол» французского инженера Клемана Адера –  уже  не  было  на  месте.  Загадочная машина, о которой мало  что  знали  даже  вездесущие  газетчики,  исчезла  с выставки за несколько часов до открытия, сразу  же  после  того,  как  «Эол» осмотрел военный министр. Позже пресса поведала: Адер продолжает   работу  в интересах  военного  ведомства,  конечная  цель   –   «выработка   воздушной стратегии и тактики, создание авиационной армии»

             Столь глобальные планы тогдашних военных вызывают теперь улыбку  –  мечты об «авиационной армии» основывались лишь на  робких,  в  несколько  десятков метров,  прыжках гигантской «летучей мыши»

             14 декабря 1903 года  аэроплан  впервые  оторвался  от  земли,  но  полет прекратился через 3 секунды из-за потери  скорости.  Только  через  три  дня машина взлетела по-настоящему.

            Пожалуй, братья Райт обстоятельнее своих предшественников познакомились с полетом птиц, с законами обтекания несущих плоскостей. Поняв,  как  пернатые перекашивают  распластанные  крылья,  конструкторы  испытали  этот   принцип сначала на модели планера. Модель  поднималась  в  воздух  на  привязи,  как воздушный змей. Стоя на земле, братья тросами оттягивали  на  ней  задние  и передние кромки крыльев. Изменяя таким  образом  обтекание  правых  и  левых половин  крыльев,  а  следовательно,  и  величину  подъемной   силы.   Райты добивались крена модели в ту или иную сторону. Простой эксперимент  позволил убедиться в эффективность такого  метода  управления  летательным  аппаратом тяжелее воздуха.   Позаботившись об устойчивости и управляемости будущего аэроплана,  братья Райт успешно решили и другую важнейшую проблему,  оказавшуюся  не  по  силам предшественникам дейтонских механиков, - оснастили аппарат мощным  и  легким двигателем.  Ведь  и  Александр  Федорович  Можайский,  и  Александр  Хайрем Максим, построивший в 1892 году  гигантский  аэроплан,  выбрали  в  качестве силовой  установки  паровую  машину.  Как  ни  совершенен   был,   например, «паровик» Максима (оба двигателя весили без котла и топлива 280  кг,  каждый развивал мощность 150 л.с.), он ни в малейшей  степени  не  отвечал  жестким весовым  требованиям  к  силовой   установке   аппарата   тяжелее   воздуха. Подходящие  характеристики  сулил  лишь  двигатель   внутреннего   сгорания, применявшийся тогда только на первых самодвижущихся экипажах.

            Главное, что выгодно отличало райтовский  биплан  от  ранних  французских машин, -  совершенное  управление  креном  и  боковая  устойчивость.  Вилбур поднимался на 15-20 метров, тогда как европейцы опасались летать  выше  крыш одноэтажных домов. Его аэроплан описывал  в  воздухе  изящные  восьмерки,  а пилоты европейских опасностей  страшились  крена  и  потому старались летать только в полное безветрие.

            Выполняя заказы известного автомобильного  гонщика  Анри  Фармана,  фирма «Братья Вуазен»  (небольшая  мастерская,  принадлежавшая  механику  Габриэлю Вуазену и его брату Шарлю)  строит  ему  несколько  удачных  аэропланов.  На одной из машин Фарман применяет райтовский принцип  поперечного  управления, крен аппарата создавался за счет изменения обтекания концов  крыла.  Правда, вместо того чтобы перекашивать  консоли,  Фарман  отклонял  вверх  или  вниз небольшие поверхности — элероны. К жесткому крылу они крепились шарнирно. Спортсмен  Герберт  Лагам  на   моноплане,   построенном   моторной   фирмой «Антуанетт», побивает весной 1909 года все  рекорды  европейских  авиаторов: продолжительность полета достигает одного  часа.  Дальность  составляет  уже несколько десятков километров, в скорость  вплотную  подобралась  к  отметке 100 км/ч.Совместными усилиями конструкторов, летчиков,  предпринимателей  аэроплан приобрел  свойства,  сделавшие   его   пригодным   для   выполнения   многих практических задач. «В каких-либо пять  лет  аэроплан,  бывший  так  недавно простой игрушкой, —  писал  в  начале  1912  года  русский  журнал  «Техника воздухоплавания», — прыгавшей на расстояние нескольких метров,  превращается в летательную машину, поднимающуюся до 4 тыс. м, пролетающую  безостановочно более 8 часов и более  800  км»

            В 1910 году Латам поднял на  своем  аппарате  кинооператора: фильм с  видом  Парижа  демонстрировался  во  всех  кинотеатрах  французской столицы.

            «Итало-турецкая  война  предоставила  аэроплану  случай   доказать   свою пригодность не только в смысле орудия разведки, но также и как средство  для нападения,— заметил в 1912 году французский журнал  «Артиллерийское  ревю»,— польза аэроплана  в  первом  случае  всегда  казалась  неоспоримой,  что  же касается второго применения, то в нем часто сомневались»

             До начала мировой войны русское военное ведомство  провело  три  конкурса аэропланов, которые стимулировали деятельность отечественных конструкторов. 

             Вот  как  выглядели,  например,  требования  к  аэропланам  —  участникам конкурса  года.  «Самолет  должен  быть  построен  в   России.   Допускалось использование  материалов  и  отдельных  частей  иностранного  производства. Полезная нагрузка - человека  экипажа,  необходимые  инструменты  и  приборы (сумка  с  инструментами   для   регулировки   аппарата,   карта,   буссоль, фотографический аппарат и т.п.) + запас бензина  и  масла  на  3  часа  пути полным ходом». Регламентированы также: скорость (80 км/ч), скороподъемность (500 м за 15 мин),   продолжительность   полета. В конкурсе 1912 года участвовало девять аэропланов, построенных в России. Два из них — биплан и моноплан  —  представил  23-летний  конструктор  Игорь Иванович Сикорский.  Двукрылая  машина  будущего создателя  «Ильи  Муромца» продемонстрировала отличные свойства, перекрыла многие пункты  требований  к конкурсным аэропланам. Вместо установленных 80 км/ч биплан  С-6Б  разгонялся до 113,5 км/ч — весьма высокий по тем временам  результат.  Полукилометровой высоты он достигал за 6,4 мин (вместо  15).

             В предвоенные годы родилось еще одно, быть может, самое главное  «оружие» летчиков  будущей  истребительной  авиации высший  пилотаж,   мастерское управление аэропланом в любых его положениях.  В августе 1913 года наш соотечественник— военный летчик  Петр  Николаевич Нестеров впервые в истории авиации проделал петлю в вертикальной  плоскости. Через несколько месяцев этим приемом овладели десятки русских  и  зарубежных летчиков.    С  мастерством  и   отвагой   другого   русского   летчика,   Константина Константиновича  Арцеулова,  связаны  первые   успешные   попытки   победить смертельного врага авиаторов — штопор. Арцеулов  первый  преднамеренно  ввел самолет в это положение и вопреки  утверждениям  о  неуправляемости  штопора вывел машину.

             Не следует думать, будто накануне  войны  "милитаризовали»  всю  авиацию. Параллельно с военными конкурсами, бомбометанием  и  воздушной  стрельбой  в небе Европы разыгрывались  чисто  спортивные  схватки,  оказавшие,  впрочем, сильное влияние на развитие военных  самолетов.  Стремительно  увеличивалась высота подъема, нарастала скорость — шажками в 5, 10, а то и в 15  км/ч,  На авиационном небосклоне засверкали новые имена — уже в 1911  году  «стариков» Блерио, Морана, Вуазена обставили на гоночных трассах Ньюпор,  затем  Ведрин и Прево.

             То, что в наши дни любой  студент  авиационного  вуза  считает  азбучными истинами, вовсе не казалось очевидным «отцам» аэронавтики. Мало кто  из  них интересовался  аэродинамикой.   Главное,   полагали   конструкторы-эмпирики, оснастить  машину  мощным  мотором,  который  заставит   разогнаться   любой летательный аппарат, как бы тот ни был сработан. Аэроплан Ньюпора  поколебал эту точку зрения.  Обтекаемый,  зализанный  фюзеляж  и  гладкая  поверхность крыла, укрепленного  небольшим  количеством  растяжек,  —  вот  что  помогло маломощному двигателю превратить самолет в один из самых скоростных в мире.  На  спортивных  трассах  стремительные  монопланы  Ньюпора   благополучно освоили область от 119  км/ч  до  136  км/ч.  Весной 1913 года недалеко от Петербурга впервые поднялся в небо  аэроплан, весивший вчетверо больше, чем самая крупная летательная машина  тех   времен, самолет,  способный   составить   конкуренцию   грузоподъемным    дирижаблям. Создателем 4-тонного «Русского витязя» был И. Сикорский.  Предшественник знаменитого бомбардировщика «Илья Муромец» —  "Витязь"  не был военным самолетом.    «Витязь» совершил 53 удачных полета, установив в  одном  из  них  мировой рекорд продолжительности — 1 ч 54 мин.Не следует думать, будто накануне  войны  "милитаризовали»  всю  авиацию. Параллельно с военными конкурсами, бомбометанием  и  воздушной  стрельбой  в небе Европы разыгрывались  чисто  спортивные  схватки,  оказавшие,  впрочем, сильное влияние на развитие военных  самолетов.  Стремительно  увеличивалась высота подъема, нарастала скорость — шажками в 5, 10, а то и в 15  км/ч,  На авиационном небосклоне засверкали новые имена — уже в 1911  году  «стариков» Блерио, Морана, Вуазена обставили на гоночных трассах Ньюпор,  затем  Ведрин и Прево.

             То, что в наши дни любой  студент  авиационного  вуза  считает  азбучными истинами, вовсе не казалось очевидным «отцам» аэронавтики. Мало кто  из  них интересовался  аэродинамикой.   Главное,   полагали   конструкторы-эмпирики, оснастить  машину  мощным  мотором,  который  заставит   разогнаться   любой летательный аппарат, как бы тот ни был сработан. Аэроплан Ньюпора  поколебал эту точку зрения.  Обтекаемый,  зализанный  фюзеляж  и  гладкая  поверхность крыла, укрепленного  небольшим  количеством  растяжек,  —  вот  что  помогло маломощному двигателю превратить самолет в один из самых скоростных в мире.  На  спортивных  трассах  стремительные  монопланы  Ньюпора   благополучно освоили область от 119  км/ч  до  136  км/ч.  Весной 1913 года недалеко от Петербурга впервые поднялся в небо  аэроплан, весивший вчетверо больше, чем самая крупная летательная машина  тех   времен, самолет,  способный   составить   конкуренцию   грузоподъемным    дирижаблям. Создателем 4-тонного «Русского витязя» был И. Сикорский.  Предшественник знаменитого бомбардировщика «Илья Муромец» —  "Витязь"  не был военным самолетом.    «Витязь» совершил 53 удачных полета, установив в  одном  из  них  мировой рекорд продолжительности — 1 ч 54 мин.

 
 

 

 

       
            

 

Hosted by uCoz