Архитектура

 

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые японские  "деревни" состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как "татэ-ана дзюкё" ("жилища из ям"). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.

В IV,VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые "кофун". Протяженность усыпальницы императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид. Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения - святилища, храмы, монастыри. Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ),  сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками,  прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел "короткоживущий" тип архитектуры, основные характерные черты которого - врытые в землю столбы и крытая соломой крыша. Великий храм Идзумо (Идзумо тайся) в префектуре Симанэ, так же как и святилище Исэ, ведет свою историю с "мифических времен". Периодически перестраивавшийся вплоть до 1744 г., этот храм верно хранил традицию тайся - стиля синтоистской архитектуры, чье происхождение относится к первобытной эпохе. Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается засчет цельного неокрашенного дерева. Считалось, что каждое синтоистское божество ("ками") должно иметь свое святилище. Например, три морских божества почитаются в храме Сумиёси в г. Осака и, соответственно, там возведено три одинаковых святилища для каждого божества. Они располагаются друг за другом и напоминают три корабля в открытом море. А в храме Касуга в г. Нара сооружено четыре одинаковых, стоящих рядом святилища. Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм – тории. Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения. К главному сооружению святилища стали пристраивать крытые галереи для молящихся и другие подсобные помещения. Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г. Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет по поверхности воды. Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц говорят о том, что древняя Япония обладала высокой техникой каменного строительства. Однако с момента зарождения и вплоть до заимствования европейской культуры строительства в период Мэйдзи японская архитектура использовала в качестве строительного материала исключительно древесину. Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония – одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.                        

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов.     Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины – кипариса, кедра. Начиная с храмов Исэ,  в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами – отличительная черта китайского зодчества. Китайская архитектура в Японии находила применение в основном при сооружении буддистских монастырей и храмов, которые являются важнейшей частью культовой архитектуры Японии.

  Примером этого может служить построенный в начале VIII в.        буддистский храм Хорюдзи – самый древний сохранившийся памятник деревянного зодчества в мире. Но даже в нем присутствует японский колорит. В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. Так, при широком заимствовании китайской архитектуры акцент на горизонтальности породил самобытный и неповторимый облик японского зодчества. Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя семь основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были Нандаймон – Великие южные ворота.

        

       

Пагода. VII в. Храмовый ансамбль Хорюдзи. Нара.

      Внутренние ворота –  Тюмон –  считались третьими по значимости строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом были двухъярусные ворота. В периоды Асука и Нара главный зал, вмещающий сакральный объект поклонения, назывался кондо (буквально - золотой зал), но уже в эпоху Хэйан его стали называть хондо - главный зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для получения наставлений, для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым крупным сооружением в древних монастырях. До нашего времени дошли залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи.Когда буддизм проник в Японию, сакральные предметы были важнейшими объектами поклонения, поэтому пагода, где они находились, стояла в центре монастыря. В Асука-дэра (его строительство началось в 588 г.) пагода находилась в центре, с трех сторон окруженная главными залами. В храме Ситэннодзи (примерно 593 г.) единственный главный зал располагался за пагодой. Это говорит о том, что пагода считалась важнейшим сооружением. Однако уже в монастыре Каварадэра (середина VII в.) и в монастыре Хорюдзи (VII в.) пагода была смещена из центра. В монастыре Якусидзи (конец VII в.) центральным строением является главный зал, а две пагоды стали декоративными элементами комплекса. Относящиеся к VIII в. храмы Тодайдзи и Дайандзи имеют также по две пагоды, но они построены уже за внутренней оградой, как и единственные пагоды храмов Кофукудзи и Тосёдайдзи. Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается "дайбуцу" (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире. Особенности японской архитектуры (принцип горизонтальности, слияние архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в жилых постройках –  как тех, что строились для знати, так и в жилищах простого люда. В традиционной жилой архитектуре Японии выделяют два важнейших стиля: синдэн и сёин. Первый свое название получил от центральной постройки усадьбы –  главного зала синдэн (буквально – спальный зал).В соответствии с законом по застройке столицы Хэйан (совр. Киото),  усадьба занимала площадь со стороной квадрата приблизительно 120 метров и была окружена рядом низких деревьев. Усадьбы большего размера соответственно строились на площади, в 2 либо в 4 раза больше минимальной. Типичная усадьба имела осевую симметрию в застройке, в центре располагался главный зал с выходом на юг. Крыша зала покрывалась корой кипариса и свешивалась на южную сторону над ступенями, ведущими в зал из ландшафтного сада. Тщательно спланированный сад обычно включал пруд с островами, соединенными мостиками. С восточной, западной и северной сторон к главному залу примыкали павильоны и пристройки. Каждый павильон соединялся с главным залом или с другими пристройками закрытыми либо открытыми переходами. В саду, занимающем всю южную часть усадьбы, устраивались различные церемонии. На пруду на сваях сооружался открытый павильон для музыкальных представлений, соединенный с главным зданием несколькими переходами. Главный зал состоял из внутреннего помещения, окруженного со всех четырёх сторон рядом колонн. Зал мог быть увеличен с одной и более сторон путем добавления дополнительного ряда колонн. Под свесами крыши находилась веранда. С двух сторон делались двери, а промежутки между внешними колоннами закрывались решетчатыми панелями, которые крепились сверху на петлях. Кроме небольшой комнаты для сна и хранения утвари, внутреннее пространство не имело практически никакого деления. Пол покрывался досками, на него укладывались татами (толстые соломенные циновки) и подушки для сидения и сна, а приватность обеспечивалась установкой створчатых ширм и занавесей, кроме того, на перекладинах, служащих для крепления петель стенных панелей, вешались экраны из бамбука. Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек – Госё (императорский дворец в Киото), служивший домом для многих поколений императоров. Другой важнейший стиль жилой архитектуры – сёин (буквально –  библиотека или студия), сформировавшийся под влиянием дзэн-буддизма. Так в монастырях секты Дзэн назывались покои настоятеля. Этот стиль был разработан в периоды Камакура и Муромати на базе классического синдэн, а в периоды Адзути-Момояма и Эдо он стал широко применяться как в гостиных и жилых покоях монастырей, так и в домах военной знати. До сих пор он служит образцом жилого дома в традиционном стиле. Появились сооружения в несколько этажей – Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото, возникло искусство сухих ландшафтных садов, в которых песок, камни и кустарник использовались в качестве символов воды и гор. Самый ранний из дошедших до наших дней примеров сёин –  это зал Тогудо в Гинкакудзи в Киото. В дизайне позднего типа сёин, примером которого является гостиная зала Кодзёин в храме Ондзёдзи, можно увидеть раздвижные двери (майрадо), за каждой створкой которых вставлены сёдзи (оклеенные бумагой раздвижные экраны), покрытые татами полы, а также разбивку комнат на отдельные части при помощи квадратных в сечении опор, стен и раздвижных ширм (фусума). Все перечисленные черты являлись нововведением и не использовались в стиле синдэн. Зала Кодзёин содержит еще четыре характерных для сёин компонента. Это ниша (токонома) в задней стене комнаты, ступенчатая полка (тигайдана), обрамляющая нишу, встроенный кабинетный столик (сёин) и декоративные двери (тёдайгамаэ) в стене напротив веранды.

       

«Золотой  павильон» Гинкаку. 14 в. Кинкакудзи. Киото

 

 Во многих помещениях сёин эти четыре элемента интерьера находились в той части зала, где пол делался чуть приподнятым. Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия. Яркий пример этого стиля – императорский дворец Кацура рикю в Киото. Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры - дворец Ниномару в замке Нидзё в Киото (начало XVII в.). Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное выражение этой концепции - веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах.

Внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи - земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду. Большинство замков в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных феодальных войн. И хотя они строились как военные базы, в мирное время замки явились основой для образования многочисленных городов. Как символ мощи, замок не только оснащался главной постройкой башенного типа, но и превращался также в подлинный центр искусств. Архитектура, скульптура, ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически служили вкладом в одно целое. Поэтому замок порой утрачивал свой военный характер, становясь своеобразным политическим и духовным центром.

После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле. С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации, были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во всей стране как стиль зданий государственных предприятий и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов, которые затем стали играть ведущую роль в строительстве в стране.

 

 

Японский сад.

Сады и парки Японии ярко отражают все стороны японского национального характера, сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать каждую цепь ассоциаций. Наблюдатель постепенно уходит от внешнего мира и погружается в атмосферу древности, созерцая окружающую обстановку.

Формирование и становление японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и в течение всего столь долгого срока развивалось в пейзажном стилевом направлении. В настоящее время садовое искусство в Японии находится на высочайшем уровне развития, и всё это благодаря характеру природы страны. Горы, холмы, водопады и отмели – всё это дополняет вдохновение японцев – окруженные настолько разнообразными пейзажами жители погружаются в мир фантазий, что выражается впоследствии в создании всё новых и новых композиций. Японский сад видоизменяется вместе с культурой, главенствующей на том или ином историческом промежутке, но всегда соответствует требованиям религии.

       В происхождении и развитии садов в Японии можно выделить несколько этапов.

1. период Нара (VI – VIII вв.). Садовое искусство только-только позаимствовалось из Китая, поэтому китайские веяния ещё чрезвычайно сильны. В это время возводится столица Нара по образу и подобию китайского города Чаньчань и на территории императорского дворца разбиваются первые сады – конечно же с соблюдением китайских традиций. Сады по общей своей конструкции состоят из двух элементов – гор и воды. В то же время японцы начинают пользоваться символикой: сосна как символ долголетия, бамбук – стойкости и т.п.

2. период Хэйан (IX – XII вв.). В этот период возводится новая столица – Киото, на этот раз с истинно японскими отличиями и особенностями. Помимо ставших уже привычными садов согласно веяниям времени формируется новый их вид – сады чайной церемонии. Островки живой природы перед чайным домиком доставляли истинное наслаждение всем участникам чайной церемонии.

3. во времена правления сёгуна Асикана (XV в.) появляется новая форма аранжировки – композиции, выставлявшиеся в нише токонома. Они представляли собой предельно простые, но тем и выразительные и одновременно загадочные аранжировки.

4. XIX – XX вв – в это время появляется своеобразное ответвление – морибана – существовавшее века садовое искусство теперь подгоняется под требования Запада, в частности под западный интерьер. Особенностью морибаны является использование низких и плоских напольных ваз, что вызвано особенностями возведения новых домов и зданий.

Создавая композиции, японцы не изменяют природу, а «довольствуются» тем, что есть под рукой, ищут прекрасное и удивительное в повседневности и окружающих каждый день предметах. Таким образом, практически любое человеческое творение можно воспринимать как величайшее творение искусства.

Садовое искусство продолжает развиваться и совершенствоваться и теперь. Умение создавать сады передаётся из поколения в поколение, одновременно сохраняя черты древней цивилизации и приобретая новые признаки, привнесённые современной культурой. Этому искусству любой японец может обучиться в специализированных школах и курсах.

       Тысячелетняя история японского садоводства выработала типологию садов, согласно которой все сады подразделяются на:
- храмовые;
- дворцовые;
- сады у жилых домов;
- сады для чайной церемонии.

Также сады можно подразделить на типы в зависимости от степени сложности:

- «син» - полная форма, включает весь комплект композиционных  элементов – мху, камням, цветам, водопадам и т.п.;

- «со» - неполная форма – эта форма включает только половину компонентов полной формы, но тем не менее они должны сочетаться между собой и находиться в гармонии;

- «ге» - наиболее сжатая форма с небольшим количеством элементов – значение того или иного компонента в таком саду воспринимается наиболее точно.

Сад может быть любого вида, с любым количеством компонентов, но его главной функцией всегда было и остается до сих пор созерцание и оценка великолепия пейзажа с различных мест. Как правило, лучший обзор открывается с террасы, из окон дома или же с прогулочной тропинки.

Очень часто восприятие фиксируется на каком-либо одном основном компоненте – это может быть сад камней, водопадов или мхов. Особенность такого сада заключается в преобладании одного элемента над другими и для настоящих ценителей искусства такой сад является настоящей сокровищницей передачи мыслей и чувств автора.

После «открытия» Японии такие искусства как икебана или бонсай стали с удовольствием перенимать европейцы, а японские традиции и японская эстетика стали оказывать огромное влияние на современный дизайн, например, на интерьер. Теперь человек, желающий приобщиться к культуре Востока и Японии, может посетить хотя бы ресторан японской кухни и увидеть маленькие японские сады воочию.

Культуру садоводства Япония позаимствовала у Китая ещё в VI веке и прошедшие годы успели оставить свой отпечаток в виде проявившихся различий. В частности, в Китае сады разбивались для свободного времяпрепровождения, в Японии же – для совершенствования духа и созерцания. В Китае сады занимали значительную территорию и больше походили на парки, в Японии в силу островного положения и малого количества свободного места сады стали миниатюризироваться. В последнее время эта тенденции становится ещё более актуальное в силу всё большего прироста населения, когда не каждая семья может позволить себе разбить садик перед домом. Но столь стеснённые условия не мешают японцам заиметь собственный зелёный уголок – всё большей популярностью пользуются напольные или настольные садики.

Искусство создания японского сада требует определённых знаний, умений и, конечно же, вкуса, и оно под силу лишь тем, кто полон любви к окружающей природе.

Внешний вид, форма и наполнение японского (да и любого другого) сада зависят в первую очередь от рельефа, оказывающего основное влияние. Если местность, в которой предполагается разбить сад, холмистая, то тут даже при сильном желании не получится превратить её в равнину и наоборот – таким естественным образом выделились два основных типа рельефа, принятые в обустройстве садов.

Чаще всего японский сад по форме напоминает четырёхугольник и в принципе его размер не имеет особого значения – даже на маленьком клочке земли можно создать довольно сложную композицию.

    

Мостики в японском саду

Мостики в японском саду являются одними из самых сложных элементов – в плане эстетики и философского наполнения. Выполняются эти элементы чаще всего в виде различных фигурок и ансамблей, а основной функцией мостов является уравновешивание энергетики в неблагополучных местах сада.

Мостики должны быть соразмерны остальным компонентам сада, то есть в первую очередь они должны быть небольшими. Место расположения мостика также важно: в зависимости от положения на территории сада и от окружающей обстановки мост будет выполнять разные функции. Если мост расположен на открытой местности, то посетитель здесь скорее будет обозревать окрестности и строить планы на будущее и перспективу, в случае же, если мостик находится в тени старого ветвистого дерева, то обстановка создастся более личная, способствующая мечтательности и отдыху от бренности мира. Перекидные мостики могут располагаться как над настоящими водными, так и над «сухими» потоками.

В основном мостики изготавливаются из дерева как наиболее лёгкого и воздушного материала, но в случае, если в  саду есть каменные композиции, будет лучше сделать мостик из грубых и неотёсанных каменных плит. Деревянный же мостик придаст саду особую атмосферу, особенно, если сад имеет естественный ландшафт. Помимо естественного оформления, есть и декоративное, в частности, мосты часто окрашивают в различные цвета. Никаких особых предпочтений в этом случае нет, разве что не стоит окрашивать мост в тёмные тона. Несмотря на отсутствие чётких предписаний насчёт окраски моста, чаще всего это бывают натуральный зелёный или красный цвета. Тёмный тон – это табу, ни в коем случае нельзя придавать саду негативную окраску, так как это создаст отрицательное настроение и, как следствие, отрицательную энергетику.

         Перекидные мостики в японском саду можно подразделить на следующие типы:

 - перекидные изогнутые мостики из камня или дерева;

- имитация кораблей;

- скалистые мостики (мостики, выполненные из камней в виде небольших скал);

- тростниковые мостики; здесь же бамбуковые мостики - символ постоянства и долголетия;

- навесные мостики.

 

 

Тропинки и тротуары

 

Каждый элемент в японском саду обладает собственным смысловым значением, которое является очевидным для любого японца, но не для любого европейца. Именно по этой причине японские сады, разбитые где-либо за пределами родной страны, могут не передать тот смысл и ту глубину авторского замысла, как могли бы в самой Японии.

Если человек вдруг захочет прогуляться по японскому саду, то он обязательно обратит внимание на особенности тропинок, по которым приходится ступать. Самыми важными параметрами, которые необходимо учитывать при создании тропинки это её ширина, высота и, разумеется, сам маршрут. Для создания прогулочного маршрута форма и размеры камней внимательно изучаются мастерами, и камни подлежат тщательнейшему отбору. Для большего удобства используют камни плоской формы и вдавливают наполовину в почву после того, как окончательно выбран маршрут дорожки.

Тропинки выкладывают таким образом, чтобы посетитель, остановившись в любом месте, мог созерцать великолепие сада с различных ракурсов. При этом, благодаря правильно выбранному маршруту, человек не должен быстро утомляться, а наоборот, испытывать истинное наслаждение, прогуливаясь по живописным местам. Если же человек обнаружит такой уголок и захочет уделить ему больше внимания, то для этой цели замечательно подойдут расставленные заботливыми мастерами скамейки, где можно присесть и не спеша любоваться открывающимся видом. Будет замечательно, если неподалёку от скамейки будет течь ручеек, сопровождая раздумья своим журчанием.

    

Высота тропинки очень важна, так как в саду может быть несколько композиций, которые нужно созерцать с возвышения, но в любом случае тропинка по высоте не должна превышать 30 см. В этом случае по бокам пристраивают декоративные перила: их могут образовывать вьющиеся растения или же камни продолговатой формы. Делается это не столько в целях безопасности, сколько ради демонстрации творческих способностей мастеров. Перила пристраивают также в том случае, когда тропинка плавно переходит в небольшой мостик, перекинутый через журчащий ручеек.

        Тропинки должны пролегать через весь сад так, чтобы каждый элемент садового сооружения был полностью охвачен человеческим взором: где бы человек ни пожелал остановиться, прогуливаясь по каменной тропинке, ему в любом месте представится великолепие каждого уголка сада. Это и есть самое основное и обязательное правило, которого придерживаются все японские мастера при закладывании тропинки через весь рельеф сад. Отдельную

роль играет освещение во время такой прогулки – по бокам дорожки расставлены маленькие фонари, свет от которых только слегка падает на холодные камни. Полностью описать состояние души человека во время посещения садика в этот момент можно только, посетив чайный домик и сад самостоятельно.

Иногда дорожку специально разветвляют надвое и вешают посередине маленький фонарь, после чего дорожки вновь сходятся в единое целое. Также можно создать иллюзию лабиринта: дорожка будет уводить посетителей всё глубже в сад, показывая посетителям ещё не открытые ими красоты природы. Ещё одним популярным методом расположения тропинок является следующий: тропинка выводит посетителя на возвышенность, по пути на которую человек не замечает ничего особенного, но стоит ему только подняться на вершину, как взору открывается пейзаж, который посетитель ну никак не ожидал увидеть.

Как правило, тропинки в японских садиках ухожены и чисты, но иногда специально создаётся иллюзия запущенности и/или первозданности природы. Для создания такого впечатления между камнями могут насыпаться семена травы, чтобы та затем якобы случайно пробилась наружу, или же в ряде случаев могут использоваться камни, отличающиеся от других по цвету и форме.

Прежде чем пройти вглубь сада посетитель сначала попадает на каменный тротуар, выложенный такими же камнями, что и тропинки. По тротуару могут пройтись в ряд несколько человек – ширина это вполне позволяет, и выкладывается он у самого входа в сад, а на тропинки разветвляется уже в глубине. Необходимость создания тротуара существует только в тех садах, которые обладают соответствующими размерами – в маленьких садиках тротуар совершенно не нужен.

Японским садоводам настолько тонко и точно удаётся проложить маршрут тропинок, что не будь их, вряд ли бы это изменило маршруты посетителей, любующихся пейзажами

      

      Водопады в японском саду

 

Водопад является одним из элементов декора японского сада, но при этом он не входит в число обязательных. Водопад сам по себе несёт огромный заряд положительной энергии и способен пробудить спящие в человеке силы и возродить его к жизни.

Водопады являются одной из наиболее любимых деталей японского сада, хоть их и весьма сложно построить. Сами японцы с древних пор считают, что водопад олицетворяет собой жизнь человека, которая может начаться в считанные мгновения подобно тому, как вода только начинает срываться с обрыва, так и закончиться – как уже обрушившийся вниз водный поток. Помимо этого, водопад имеет символическое значение – непрерывность и бесконечность, ведь вода движется по кругу, не имеющему ни конца, ни начала.

Вода для создания водопада должна соответствовать определённым эстетическим требования, в противном случае пользы от её использования не будет. В частности, вода должна быть чистой, прозрачной и происходить исключительно из природных источников. Иногда допускается добавление в воду ароматических веществ, которые будут распространяться в воздухе по мере циркуляции воды.

В японском саду водопад можно обустроить практически в любом уголке – везде он будет смотреться гармонично. Часто водопады располагают вблизи от водоёма (например, пруда) или они являются одной из составляющих (например, ручеёк плавно переходит в водопад) отдельных элементов сада.

Высота водопада имеет большое значение для восприятия и, как правило, водопады в японских садах не превышают 2-2,5 м в высоту – как раз в этом случае водопад особенно удачно вписывается в общую композицию. Разумеется, есть и исключения и существуют, к примеру, водопады около 7 м в высоту, но обустраиваются они в садах соответствующих размеров.

Мини-водопадики особенно хороши – японцы считают, что лучше соорудить по всему саду некоторое количество маленьких водопадов, разбросанных по самым живописным уголкам и имеющих каждый свою изюминку, нежели соорудить один большой водопад.

Согласно традиции, водопад имеет две ступени, которые делят весь водный поток на три части. Такие ступени могут быть обычными выступами скалы и таким образом, посетитель будет поражён их естественной красотой, но также можно соорудить в нужных местах и искусственные выступы, что, в общем-то, не сделает их менее привлекательными и ценными.

Наиболее популярен такой вид водопада, при котором тонкий поток воды протекает по широкому руслу и при обрыве с уступа образует некую постоянно движущуюся «плёнку», за которой принято располагать букетики цветов или другие композиции. Цветы или растения, находящиеся за потоком, выглядят размытыми и нечёткими, что только придаёт им загадочность и изюминку. Чаще всего такой водопад делается не очень большим и в высоту достигает около 1 м.

Пруд, в который будет низвергаться водопад, не должен быть особенно глубоким или большим, а также в нём не должно быть рыбок, в противном случае, рыбки могут просто застрять в трубе, через которую должен осуществляться сток воды. Если же очень хочется видеть в своём саду и рыбок, и водопад, и всё это в пределах одного пруда, то можно огородить трубу для слива воды решёткой или сеткой. В этом случае нужно будет периодически проверять её – нет ли загрязнений.

 

Цукубаи: чаша для омовений


      Цукубаи представляет собой своеобразную чашу из необработанного камня и, безусловно, является неотъемлемым элементом японского сада.

Чаша-цукубаи наполнена чистой прозрачной водой и предназначается для омовения рук перед чайной церемонией.

Как известно, японцы чрезвычайно трепетно относятся к проведению чайной церемонии (хотя появились куда более упрощённые варианты, когда друзья собираются вместе и проводят время за беседой и вкусными угощениями), и цукубаи занимает важное место в этой церемонии – первым делом гость чайного домика именно омывает руки. Цукубаи занимает своё особое место в саду и изготавливается только из «живых» компонентов – ничего искусственного! Форма чаши также является совершенно определённой и исполнена своего особого смысла.

Располагают цукубаи относительно главного камня в саду (как правило, этот камень находится в центральной части сада и является ориентиром для расположения всех остальных компонентов) таким образом, чтобы человек, совершая омовение, мог любоваться главным камнем сада и наполняться положительной энергией. Для того, чтобы посетитель мог видеть главный камень указанным образом, цукубаи располагают параллельно (или почти параллельно) или по диагонали по отношению к той части сада, в которой располагается главный камень.

Чаша-цукубаи имеет форму бочки, вкопанной в землю, и изготовляется из камней, выточенных самой природой по-особому. Эти камни могут быть покрыты густым мхом или налётом ржавчины, а их цвет может колебаться от темно-зеленого с красноватым оттенком до ярко-коричневого. «Настоящие» камни могут быть источены водой или ветром и чаще всего такие камни будут нежно-коричневого, слегка розоватого или бежевого, а также зеленовато-желтоватого цвета.

Для создания чаши используют камни только перечисленных цветов и их оттенков по той простой причине, что именно такие камни лучше всего вписываются в общую композицию японского сада. Помимо цвета камней имеет большое значение их размер и общее количество: число камней в цукубаи обязательно должно быть нечётным, а их внешний вид должен отличаться друг от друга, т.е. камни не должны быть симметричными. Приветствуются асимметрия и самые разнообразные формы!

Почему так важно использовать камни, обработанные самой природой? По мнению японцев, такие камни воплощают в себе идею о полноценности и гармонии человеческой жизни. Каждый человек исключителен и является личностью, а значит, даже если люди живут рядом на одной территории и находятся в равном социальном положении, то при этом их мировоззрение, привычки и ценности всё равно не будут идентичными. В каждом человеке есть что-то такое, что неизменно отличает его от других. Камни в японском саду, сложенные в цукубаи, призваны натолкнуть созерцателя на мысли о человеческом бытии и различности человеческих судеб и одновременно подтолкнуть его к неспешному созерцанию красот сада.

Цукубаи обычно располагают на самом низком и ровном участке сада. Практически сразу после завершения строительства можно приступать к проведению чайной церемонии!

 

 Дом по-японски

       Есть страны, где традиции определяют национальную сущность. Япония – страна традиций. Будь то созерцание цветущей сакуры или разработка сверхновых технологий – у всего есть общая основа: житие по-японски. А оно, в свою очередь, начинается с феномена японского дома.

 

Мотивация стиля

 

Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.

При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!

Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.

Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.

Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.

У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость?» Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? К какой стене поставить массивный шкаф?

В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.

     

                                  

 

Внутренний мир

 

В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.

Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.

Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.

 Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.

Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в  японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.

Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.

 

Японский стиль

 

Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25 % земли пригодно для проживания.

Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.

После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных материалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания –  стремление сделать простое многофункциональны и при этом еще более простым. Такой минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.

По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.

                                                                                                                                                                                                                                                              на главную страницу

 
Hosted by uCoz