Икебана

 

Легенда о рождении икебаны проста и совершенна, как хайку. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: "Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза". По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение-просьбу, поскольку оно перешло в обычай.

 

Икебана переводится как "вторая жизнь цветов", или "воскрешение растений", и учит "искусству умирания". Для японского понятия "икебана" в зарубежных языках до сих пор не найдено точного перевода. Принятое на Западе выражение "аранжировка цветов", так же как и русский термин "искусство составления букетов", не раскрывают сути икебана как одного из видов искусств. Иногда иероглифы ике-бана дословно переводят как "живые цветы" или как "цветы, которые живут". Но и это определение нельзя назвать исчерпывающим. Ибо первый слог "ике" не только означает "жить", но и является формой глагола "икасу", который значит "оживлять", "выявлять" и противоположен по смыслу глаголу "подавлять". Поэтому выражение "икебана" можно перевести как "помочь цветам проявить себя".

Цель икебана - выражать красоту природы, создавая композиции из цветов, керамики и других предметов, а также вносить гармонию в помещение, где стоит композиция, и влиять на настроение людей. Но икебана - это не только украшение, не только один из декоративных приемов. Это и средство самовыражения. Даже используя одни и те же материалы, разные люди могут вложить в них разные настроения. Подлинного мастера икебана не может удовлетворить лишь внешняя красота цветов. Он стремится заставить их заговорить на понятном людям языке.

         Есть притча, которую рассказывают каждому японцу на первом же занятии икебана, приучая его к тому, что выразительность скупа. Она - о мастере чайной церемонии Рикю (XVI век), сад которого славился на всю Японию цветами повилики. Взглянуть на них решил даже сам сёгун Хидэёси. Придя, однако, в назначенное утро в сад, он с удивлением обнаружил, что все цветы срезаны. Уже начавший гневаться, повелитель вошел в комнату для чайной церемонии и тут увидел икебана из одного-единственного стебля повилики. Рикю принес в жертву все цветы своего сада, чтобы подчеркнуть их красоту в одном, самом лучшем.

Мастер Сэнно Рикю однажды поместил пионы в сосуд, сделанный из бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук треснул, из трещины медленно капала вода.. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных красотой икебаны и не знающих, можно ли признать ее совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: "И моя жизнь тоже дала трещину". Эта ваза впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии. А вообще высшей ступенью в икебане можно считать полное "недеяние", невозможность что-либо изменить в природе: пришел, увидел, отошел.

 

История икебаны.

                                                                                                                                                                   

Конструктивно основу первых икебан составляли две ветки, символизирующие свет и тьму, противостояние неба и земли. Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий человека.

Корни японского искусства аранжировки цветов уходят в VI век, когда в Японию пришел буддизм, принесший с собой ритуал возложения цветов на алтарь в честь Будды. Именно тогда в буддийских храмах, которые в последующие столетия возникли во всех областях Японии, по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма, возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Первые композиции икебана появились в храмах и были достаточно крупными, мощными, достигавшими высоты 1,5 м и даже больше. Позднее они получили название рикка или татибана –  "стоящие цветы». Для создания этих композиций применялись ветви бамбука, деревьев хвойных пород, для чего требовались большие усилия, поэтому риккой занимались мужчины. Ныне композиции рикка сохранились как хромовые, ими иногда аранжируют большие помещения.

Постепенно букеты рикка стали делать более низкими, и они продолжали быть господствующей формой аранжировки в храмах и дворцах вплоть до конца XII. Каждая ветвь и каждый цветок, входящие в рикка, были наполнены философской и религиозной символикой и носили особые названия — прямая ветвь, поддерживающая, скрытая, ниспадающая, принимающая тяжесть, плавающая и др.

Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сюмисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 м. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. К XV веку цветочные композиции распространились и развились настолько, что стали уделом не только императорского двора и знати, но и популярны в народе. Это положило начало закреплению требований к композиции и форме, которые были записаны старейшим Sendensho (1443-1536). В XV веке, во время сёгуната Асикага (1338-1573) появилась новая форма аранжировки. В этот период в национальных японских домиках была введена токонома. Сюда стали ставить букеты более простых композиций

В течение периода Момояма (1560-1600) было построено множество замков, которые были украшены композициями в стиле рикка – он считался наиболее подходящим. Вообще период Момояма славился своей вычурной обстановкой, которой противопоставлялась скромность и непритязательность обстановки чайных домиков и проводимых в них церемониях, завоёвывающих всё большую популярность.

К 1600 году религиозное значение икебаны уменьшилось, а цветочные композиции стали выполнять исключительно декоративную функцию. В то время  в обиход японцев начали входить чайные церемонии, именно тогда и сложилась новая форма аранжировки – нагэирэ (цветы, брошенные в воду). Композиции в этом стиле казались небрежно поставленными или даже вброшенными в корзинку. Этот метод аранжировки называют натуралистическим, поскольку согласно правилам цветы расставляются в вазе в "естественном виде". Считается, что стебельки каждого цветка должны стоять самостоятельно, ничто не должно заслонять их. Но допускается подрезание листьев, стеблей и даже цветов.

Необычайно простотой отличаются композиции стиля тябана (икебана одного цветка), появившиеся в 16 веке. Для них требуется всего 1-2 цветка и лист. Такие композиции сопровождали чайную церемонию. Тябана развивалась из стиля нагэире, не имеющего определённых правил. Как нечто среднее между нагэире и рикка в начале 18 века появился стиль сейка, который сочетал в себе простоту нагэире и благородство рикке.

 После революции Мэйдзи, когда Япония прервала свою вековую изоляцию, в 1889 году искусство икебаны стала обязательным для женского образования.

В 1897 году появляется совершенно новый стиль морибана («сложный вверх» )- композиции из растений в плоских вазах, удерживаемые с помощью специальных наколок. Интересно, что большинство европейцев считает именно  морибану типично японским стилем.

Стили нагэирэ и морибана.

 

Эти стили наиболее доступны для начинающих и не требуют такой глубокой теоретической и практической подготовки. Условно нагэирэ — это композиции в высоких вазах, а морибана — в низких, причем материал ваз может быть любым. В старину это был в основном бамбук с отверстиями для крепления, а также изумительные по своей изысканной простоте керамические сосуды. В чисто японских композициях цвет сосуда для выбора цветов композиции даже более важен, чем сочетание цветов друг с другом. Икебана не использует хрустальные вазы, крайне редко стеклянные. Ваза часто дополняется подставкой или глубоким подносом.

    Между созданием композиций в высоких и низких сосудах нет принципиальной разницы, но при этом используют разные способы крепления веток. Для установки композиции в глубокой вазе создают самодельные конструкции из обрезков или (как это допускаются теперь) используют мотки проволоки. Для фиксации растений в низких сосудах используют специальные металлические наколки — кензаны, или тяжелые держатели с открытыми отверстиями. Для составления букетов морибана используется кензан.  Композиции морибана по желанию можно дополнить камнями, причудливыми кусками дерева, создающими впечатление маленького кусочка природы. Мастера икебаны нередко сами делают сосуды для композиций.

Отдельный семантический ряд в искусстве икебаны образуют геометрические символы. Линейно графическая и объемно-пространственная структуры икебаны — едва ли не самая главная ее часть. Важнейшей геометрической формой в ней является треугольник, который претворяется в ее композициях во всех вариантах. Треугольник символизирует в икебане плодоносящие силы матери-Земли, священную гору Сумеру; триаду Небо, Земля, Человек, рождение — жизнь — смерть, тело — ум — душу. Именно поэтому основу композиций составляют  три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю. Главная линия - это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син, длина которого в полтора-два раза больше сложенных вместе высоты и диаметра вазы. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным. Рядом с ним помещается второй стебель - символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син. Третий стебель – тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кензане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола.

К букету можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется.

И морибана и нагэирэ могут быть прямостоячие, наклонные и свисающие, к этим основным стилям в некоторых школах добавляют каскадный и контрастный, а также другие.

Для прямостоячей композиции син отклоняется от центра не более чем на 30  в любую сторону. Другие ветки должны зрительно гармонировать с Син. Вершины веток обычно образуют равносторонний треугольник, но могут быть и другие геометрические фигуры.

В наклонном стиле син отклоняют от вертикали примерно на 45 , в пределах от 30 до 45, остальные элементы отклоняются так, чтобы композиция была соответствующей. В свисающем виде Син имеет угол наклона 90  и более, так что почти падает вниз.

Готовая композиция должна иметь высоту, ширину и глубину. В качестве син и соэ обычно используют ветви каких-либо деревьев и кустарников, а в качестве Тай (Хикаэ) обычно цветок, но это не является строгим правилом. Тай придает акцент всей композиции, подобно тому, как человек увеличивает красоту неодушевленной природы. Особо умелые мастера в качестве син и Соэ используют два ответвления одной ветви соответствующей длины.

К трем главным элементам прилагаются дополнительные (дзюси). В современных нестрогих композициях их количество в основном регламентируется вкусом. Каждому главному элементу можно придать дополнительный, причем он должен быть короче основного, но направлен в ту же сторону. Они могут быть той же природы, что и основные, но может быть и наоборот: к цветам добавляют нежные веточки, а к ветвям — цветы. Несколько мелких цветов вроде незабудок создают одно цветовое пятно и считаются одним элементом. Некоторые композиции строятся на контрасте или дополнении таких цветовых пятен (метод масс).

Отправной частью для создания композиции является та, которая по замыслу создателя должна больше всего притягивать внимание зрителей: это может быть цветок, цветовое пятно, красивый крупный лист или необычно искривленная ветка, причудливый корень. Акцент всегда один, другие компоненты не должны его затмевать. Икебана всегда асимметрична, в этом ее отличие от европейских букетов, но она никогда не должна быть плоской.

Материал для композиции может быть представлен в естественном виде, но чаще его изменяют: убирают лишние веточки, обрывают бутоны. В старых школах ветви специально искривляют. Стебли и ветви очищают на 10-15 см.

Более крупные цветы располагают ближе к основанию сосуда, темные цветы также ставят внизу, но если ваза слишком темная, то темные цветы могут быть и наверху.

       Морибана, сочетая в себе оба названных стиля, образует и третий – она как бы моделирует определенный пейзаж или кусочек японской природы. В связи с этим она обильнее, чем рикка или нагэирэ, допускает применение зелени и полевых цветов. Хотя в ее аранжировках и нет тех формальных элементов, которыми отличались предшествующие стили, все же идеи дзэн-буддизма в ней достаточно очевидны.

В отличие от официально-торжественной рикка и натуралистической нагэирэ, предназначенных для исконно национальных домов, морибана подходит и к условиям европейского интерьера, так как особенностью этого стиля является установка букета в низких и плоских вазах.

Этот стиль стал настолько популярным, что к 1915 году его включило в учебный план большинство школ.

Школы икебана.

 

Самой древней была школа Икенобо, основатель которой культивировал стиль рикка. В этой школе, единственной ныне, сохраняют этот стиль. Но наряду с этим используют и все остальные стили, нагэирэ и морибана. В настоящее время школа Икенобо возглавляется представителем 45-го поколения семьи Икенобо.

Школа Охара основана У. Охара в 1880-х годах. Основатель школы создал стиль морибана и включал в свои аранжировки невиданные западные цветы. Школа Охара практикует стили морибана и нагеирэ. В настоящее время Охара имеет филиалы по всему миру, во главе ее стоят члены семьи Охара.

Школа Согецу была основана в 1926 году С. Тэсигахара, который происходил из семьи потомственных преподавателей школы Икенобо. Школа отвергает устоявшиеся канонизированные формы, использует для композиций камни, металл, пластик, бумагу, перья, а от растений берет не только цветы и ветви, но и корни, коряги, обрубки стволов, лозы лиан. Природный материал допустимо подкрашивать, обрабатывать вывариванием. Школа Согецу имеет свои филиалы и в России.

Другие школы икебаны не так влиятельны.

В настоящее время лидерами являются три школы – Икенобо, Охара и Согецу, но по всей Японии Министерством просвещения зарегистрировано более двух тысяч различных школ.

                                               

 

Икебана и её символический смысл.

 

Подобно средневековому тексту, икебана может быть «прочитана» и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать, как образ идеального мира и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным или дружеским посланием и вызывать восхищение своей красотой.

Растительный материал (собственно аранжировка ветвей, цветов и трав) конструируется в икебане по строгим нормам, её стилистическое своеобразие выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икебаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.

В икебане нашли образное воплощение единство и борьба противоположностей — сил инь (тьмы) и янь (света). В искусстве икебаны области инь и янь имеют многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, отнесенными к мужской или женской части композиции, осознается нередко как образ любовного свидания.

Икебана можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков и символов, именно поэтому для икебана важную роль играют цвета, ведь каждый из цветов что-то символизирует.

Зеленый цвет является олицетворением весны и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождаются день, и весна как начало года. Зеленый цвет ассоциируется с планетой Юпитер, имеющей таинственный светло- зеленый цвет.

Огонь воплощает красный цвет — цвет лета, юга и планеты Марс.

Белый цвет символизирует осень — время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металлу (раскаленному добела), его связывают с западом и белесым цветом Луны и сиянием планеты Венера.

Самое темное, глухое время года — зима — ассоциируется с черным цветом, с водой (с темными глубокими водами), с наименее яркой планетой Меркурий.

Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, землю. Он воплощает также идею центра и ассоциируется с планетой Сатурн.

В Японии избегают присутствия в композиции нескольких слишком ярких цветов, но это не является догмой. Есть лишь одно довольно строгое правило: в композициях для чайной церемонии тябана (икебана одного цветка) не используют желтый цвет. Избегают и одного белого, так как в Японии он считается траурным. В Европе это вполне допустимо.

Прошлое воплощают полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья, настоящее олицетворяют цветы, лишь начинающие распускаться, и свежие зеленые побеги, будущее — бутоны и набухшие почки.

В японской системе аранжировки цветов, построенной основах дзэн, особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года. Времена года — основная временная парадигма: весна — энергичные изгибы ветвей; лето — пышное цветение, буйная зелень; осень — редко поставленные тонкие ветви или стебли; зима — «спящая» природа. С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, ручки, засохшие листья выражают прошлое, наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья - настоящее, бутоны, набухшие почки – будущее.

Веточки бамбука, сосны и сливы часто группируют вместе, и они олицетворяют долголетие, так как все эти растения остаются зелеными и в холодную пору. Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы — частый мотив икебаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью. Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно многоплановы и глубоки. Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга. Такие растения уникальны — они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени. Ветка абрикосового дерева также нередко используется в икебане, это растение выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса. Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икебана в виде натюрморта из нескольких яблок знаменует вечное согласие. Жасмин олицетворяет сладостность наслаждения жизнью, ее полноту и терпкий аромат. Это растение используется в чайной церемонии. Белизна его цветов, совершенство каждого лепестка, сильный запах очерчивают своеобразие жасмина как знака подлинного бытия и стремления насладиться им, обрести это бытие. 

Вот как говорит о значении растений в композиции Чжан Чао: "Цветы сливы делают нас возвышенными духом, орхидеи погружают нас в глубокую задумчивость, хризантемы возвращают нас к жизни природы, лотос побуждает нас отрешиться от чувственных удовольствий, вишневый цвет вселяет в нас ликование, пион пробуждает дремлющие в нас силы, банан и бамбук настраивают на поэтический лад, цветы бегонии делают нас игривыми, сосна побуждает отвратиться от мирской суеты, тунговое дерево очищает нашу душу, а ива вселяет в сердце волнение" ("Тени глубокого сна").

Следующие двенадцать растений, собранные в одной композиции, воплощают полноту жизни, ее ритм, олицетворяют двенадцать месяцев года: слива, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гортензия и мак. Четыре времени года чаще всего претворены в композициях из пионов (весна), лотосов (лето), хризантем (осень), веточек сливы (зима).

Многие сочетания растений в Японии образуют общеизвестные благопожелания: сосна и роза- долголетие; пион и бамбук- процветание и мир; хризантема и орхидея- радость; магнолия- духовная чистота.

Существенно отметить, что ряд растений никогда не включается в праздничные композиции. Таковы, например, осенние листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы, нестойкие разновидности вечнозеленых растений, которыми по традиции украшают алтарь в буддийском храме.

Букеты цветов и растений для японца – это не только украшение, но всегда что-то значимое, символическое. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Если слива еще не цветет, используют хризантему и орхидею. В марте на праздник девочек букет составляется из цветов персика, репы и хризантемы, на празднике мальчиков в букете особое место занимает ирис. Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу, пионы, нестойкие цветы и сикими (иллиций анисовый, бадьян) – разновидность вечнозеленого растения, которым по традиции украшают алтарь в буддийском храме. На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названии которых звучит элемент сару, означающий расставание.
Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: "Нам стыдно за нашу скромную поделку".

Даже беглый обзор основных концепций аранжировки показывает, что ведущими принципами здесь выступают простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность. Сами букеты вызывают ощущение спонтанности, самопроизвольности, непосредственности. Чтобы овладеть искусством составления таких букетов, требуются годы терпеливой имитации основных канонических приемов, которыми владеют мастера аранжировки. Хотя сведения о "пути цветов" можно было почерпнуть во многих буддийских текстах, для серьезных занятий икебаной в Японии требовалось принадлежать к роду, представители которого упражнялись в ней веками. И только избранные достигали совершенства.

 В японской культуре икебана нередко выступает как посредник в общении между людьми. Икебану дарят родным и друзьям как знак добрых пожеланий. Гостя приглашают полюбоваться икебаной, созданной для того, чтобы почтить его или выразить радость по поводу его прибытия. Икебану готовят, чтобы отметить особые празднества или просто использовать ее как объект для дружеской беседы. Правила хорошего тона в японском обществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза - это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Лучшим способом установления контакта и является икебана.

Икебана - порождение японского образа жизни. Этот вид искусства создан нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного. Искусство икебана горячо любимо народом именно за его общедоступность. Сегодня икебану в Японии можно считать основным национальным хобби. Начинают заниматься с раннего детства и на протяжении всей жизни постигают это искусство. Наверное, поэтому японцы - очень уравновешенный народ. Сколько нужно терпения и аккуратности чтобы потихоньку поворачивать ветки так, как вам надо и при этом не сломать. А ведь мастера икебаны учатся всю жизнь. Для того, чтобы заниматься икебаной, надо иметь хороший вкус (как считают японцы, «абсолютное зрение», по аналогии с абсолютным слухом), умение видеть красоту в изгибах ветвей, слышать музыку цветов.

                                                                                                                                                                                                                           на главную страницу

 

 
     
 
   
Hosted by uCoz