Возвращаясь к вопросу применения информационных технологий в обучении,
мы сегодня ставим перед собой другой вопрос: какие могут быть формы
использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий
в процессе изучения учебных предметов. Нас интересует теперь не использование
информационных технологий (ИТ) в учебно-воспитательном процессе (УВП)
вообще, а конкретно - как можно эффективно использовать компьютер
в процессе обучении различных предметов. Наполнение образовательных
учреждений (ОУ) компьютерной техникой с подключением к глобальным
сетям (Интернет) означает вхождение в единое мировое пространство.
В результате меняется характер учебного процесса. Проходит время сообщения
знаний. Пришло время организации процесса обучения, самоорганизации
добывания знаний (дистанционное обучение, обучение с использованием
Онлайновых баз данных, Инфострад). Пример: география, использование
телекоммуникационных систем. Атлас на компакт диске, содержит детальные
высокока-чественные карты различных стран. Программа World Vista предлагает
даже планы отдельных городов, примеры произношения фраз на иностранных
языках, богатый выбор фото, музыки дает неплохое представление о культуре
страны. Наиболее содержательный World Atlas отличается богатым содержанием
свежих данных для сравнительного анализа стран и регионов.
Методики применения мультимедийных средств, компьютерный ликбез, обеспечение
учебного процесса компьютерными дисками с приложениями по всем предметам,
формирование информационно-технологического пространства в школе –
вот не полный перечень основных тем, которые два года назад вошли
в поле нашего зрения для изучения, а потом и использования. На сегодняшний
день в школе созданы аудио-, видео- и медиотеки, где есть аудио- и
видеокассеты для использования на уроках английского языка, физики,
химии, биологии, МХК и CD- и DVD-диски для применения на уроках русского
языка и литературы, истории и обществоведения, математики и информатики,
физики, химии, биологии, МХК, ОБЖ, музыки, а также во внеклассной
работе. Учителя, перечисленных выше предметов, в достаточной мере
владеют компьютером, многие могут работать с программами Photoshop,
Power Point, Excel, используют сеть Интернет для получения информации.
Администрация школы использует компьютер в управленческой деятельности:
созданы базы данных работников школы, методической работы, папки планов
работы, отчетности и т.д.
Теперь другая задача: как в процессе преподавания конкретного предмета
можно использовать коммуникационные технологии на различных типах
уроков, на разных этапах уроков. Например: при объяснении нового материала
с помощью компьютера демонстрируются явления, опыты; при экспериментах
или лабораторных работах компьютер, с помощью программ, может моделировать
различные процессы, можно задавать различные параметры; компьютер
может использоваться как универсальный измерительный прибор; компьютер
используется при решении задач; использование текстовых и графических
ре-дакторов учителями для подготовки разнообразных дифференцированных
учебных материалов и учащимися для оформления учебно-исследовательских
или реферативных работ.
Хочу обратить внимание на такой аспект применения ИТ. Текстовая, графическая
и другая информация с дисков позволит усилить процессы издания и тиражирования
методических пособий средствами настольных типографий (а мы то знаем,
что у нас публикация и распространение педагогической информации –
одна из насущнейших проблем). Следует обучать владению фото-, видео-
и аудио записывающей аппаратурой. В нашей школе в этом направлении
ведется работа. У нас есть сканер, видеокамера, копировальный аппарат.
Наши компьютеры способны записывать информацию, а также считывать,
в любом формате.
Под интернет-образованием понимается внедрение интернет-технологий
и ресурсов в образовательную деятельность. Интернет можно считать
универсальной коммуникационно-информационной средой с комплексом своих
специфических информационных технологий. Я сейчас не останавливаюсь
на том, что дает (или даст) Интернет-образование, какие проблемы ставит
(поставит перед нами). Освоение учителем Интернет-технологий – важная
составляющая информатизации образования. Но два года тому назад мы
говорили чего не следует ожидать от прихода Интернет-технологий в
школу, как то:
Интернет сможет заменить систематическое образование ребенка, особенно
в младшем возрасте;
• снимет часть проблем и забот с учителя, облегчит ему жизнь. Вернее,
так – одну часть снимет, но две положит: для умелого использования
огромных возможностей Сети требуется большая, систематическая, постоянная
работа педагога по самообразованию, которая материально никак не компенсируется,
да и морально - далеко не всегда;
• дети (а часто - и многие взрослые), получив сравнительно простой
и легкий доступ в Интернет, будут стремиться использовать его ресурсы
только себе во благо.
Таким образом Интернет - не очередная болезнь цивилизации, от которой
со временем найдется вакцина. Интернет - это навсегда, так же как
телевизор, самолет, телефон. Нет пути назад.