Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Эфиопии
 


Использование информационно-коммуникационных технологий в нашей школе и направления внедрения моделей информатизации в обучении.

Киселёв Геннадий Николаевич, директор школы


 



Возвращаясь к вопросу применения информационных технологий в обучении, мы сегодня ставим перед собой другой вопрос: какие могут быть формы использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий в процессе изучения учебных предметов. Нас интересует теперь не использование информационных технологий (ИТ) в учебно-воспитательном процессе (УВП) вообще, а конкретно - как можно эффективно использовать компьютер в процессе обучении различных предметов. Наполнение образовательных учреждений (ОУ) компьютерной техникой с подключением к глобальным сетям (Интернет) означает вхождение в единое мировое пространство. В результате меняется характер учебного процесса. Проходит время сообщения знаний. Пришло время организации процесса обучения, самоорганизации добывания знаний (дистанционное обучение, обучение с использованием Онлайновых баз данных, Инфострад). Пример: география, использование телекоммуникационных систем. Атлас на компакт диске, содержит детальные высокока-чественные карты различных стран. Программа World Vista предлагает даже планы отдельных городов, примеры произношения фраз на иностранных языках, богатый выбор фото, музыки дает неплохое представление о культуре страны. Наиболее содержательный World Atlas отличается богатым содержанием свежих данных для сравнительного анализа стран и регионов.

Методики применения мультимедийных средств, компьютерный ликбез, обеспечение учебного процесса компьютерными дисками с приложениями по всем предметам, формирование информационно-технологического пространства в школе – вот не полный перечень основных тем, которые два года назад вошли в поле нашего зрения для изучения, а потом и использования. На сегодняшний день в школе созданы аудио-, видео- и медиотеки, где есть аудио- и видеокассеты для использования на уроках английского языка, физики, химии, биологии, МХК и CD- и DVD-диски для применения на уроках русского языка и литературы, истории и обществоведения, математики и информатики, физики, химии, биологии, МХК, ОБЖ, музыки, а также во внеклассной работе. Учителя, перечисленных выше предметов, в достаточной мере владеют компьютером, многие могут работать с программами Photoshop, Power Point, Excel, используют сеть Интернет для получения информации. Администрация школы использует компьютер в управленческой деятельности: созданы базы данных работников школы, методической работы, папки планов работы, отчетности и т.д.

Теперь другая задача: как в процессе преподавания конкретного предмета можно использовать коммуникационные технологии на различных типах уроков, на разных этапах уроков. Например: при объяснении нового материала с помощью компьютера демонстрируются явления, опыты; при экспериментах или лабораторных работах компьютер, с помощью программ, может моделировать различные процессы, можно задавать различные параметры; компьютер может использоваться как универсальный измерительный прибор; компьютер используется при решении задач; использование текстовых и графических ре-дакторов учителями для подготовки разнообразных дифференцированных учебных материалов и учащимися для оформления учебно-исследовательских или реферативных работ.

Хочу обратить внимание на такой аспект применения ИТ. Текстовая, графическая и другая информация с дисков позволит усилить процессы издания и тиражирования методических пособий средствами настольных типографий (а мы то знаем, что у нас публикация и распространение педагогической информации – одна из насущнейших проблем). Следует обучать владению фото-, видео- и аудио записывающей аппаратурой. В нашей школе в этом направлении ведется работа. У нас есть сканер, видеокамера, копировальный аппарат. Наши компьютеры способны записывать информацию, а также считывать, в любом формате.

Под интернет-образованием понимается внедрение интернет-технологий и ресурсов в образовательную деятельность. Интернет можно считать универсальной коммуникационно-информационной средой с комплексом своих специфических информационных технологий. Я сейчас не останавливаюсь на том, что дает (или даст) Интернет-образование, какие проблемы ставит (поставит перед нами). Освоение учителем Интернет-технологий – важная составляющая информатизации образования. Но два года тому назад мы говорили чего не следует ожидать от прихода Интернет-технологий в школу, как то:

Интернет сможет заменить систематическое образование ребенка, особенно в младшем возрасте;
• снимет часть проблем и забот с учителя, облегчит ему жизнь. Вернее, так – одну часть снимет, но две положит: для умелого использования огромных возможностей Сети требуется большая, систематическая, постоянная работа педагога по самообразованию, которая материально никак не компенсируется, да и морально - далеко не всегда;
• дети (а часто - и многие взрослые), получив сравнительно простой и легкий доступ в Интернет, будут стремиться использовать его ресурсы только себе во благо.
Таким образом Интернет - не очередная болезнь цивилизации, от которой со временем найдется вакцина. Интернет - это навсегда, так же как телевизор, самолет, телефон. Нет пути назад.

 
 
   
Embassy of the Russian Federation in Ethiopia, P.O. Box 1500, Fikre - Mariam Street, Addis Ababa, Ethiopia , e-mail:
Hosted by uCoz