|
Электронные средства обучения (ЭСО) постепенно становятся инструментом,
способным существенно повысить качество образования. Однако пока большинство
учителей и руководителей школ используют их лишь фрагментарно, от
случая к случаю, не понимая в полной мере огромное значение этих средств.
А между тем вопрос надо ставить более остро: «Может ли современный
учитель обойтись без использования на уроке электроники?». Постараюсь
дать обоснованный ответ.
Принцип целостного представления о мире требует от педагога строить
учебное содержание в соответствии с современными представлениями о
процессе формирования изучаемой науки и ее месте в системе общечеловеческого
знания. Принцип деятельности предусматривает коренное изменение роли
ученика: он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности.
Принцип минимакса предполагает, что учебное содержание, которое педагог
предлагает ученикам, должно соответствовать максимальному уровню изучения
данной дисциплины, одновременно педагог должен гарантированно обеспечить
освоение минимального уровня, то есть уровня, задаваемого стандартом.
Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности
к системному перебору вариантов и выбору оптимального, соответствующего
заданному условию. Принцип творчества задает максимальный уровень
изучения различных дисциплин. В соответствии с этим принципом при
организации учебного процесса педагог должен максимальным образом
ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности школьников.
И, наконец, принцип комфортности требует от учителя снятия в процессе
обучения всех стрессообразующих факторов. А теперь давайте сопоставим
возможности реализации перечисленных принципов учителем, который использует
традиционные средства организации учебного процесса, и педагогом,
обладающим полным арсеналом электронных средств обучения.
Принципы обучения
и их реализация в ходе урока |
Без использования
электронных средств обучения
|
С использованием
электронных средств обучения |
Принцип целостного представления о мире.
В плане урока должны быть отражены основные этапы процесса по-знания
и указаны средства их реализации в учебном процессе. Первым
шагом в про-цессе познания любого природного явления является
его наблюдение в естественных или экспериментальных условиях.
Вторым шагом в изучении явлении природы является их первичное
моделирование, то есть выделение существенного в наблюдаемом
явлении.
Третьим шагом представляется описание построенной мо-дели на
языке изучаемой науки, вводятся новые термины и даются необходимые
определения. Четвертый шаг — Фиксация терминов в знаковой форме
|
1. Педагог при знакомстве учащихся с новым явлением демонстрирует
его фрагменты на картинках или проводит эксперимент. Теряется
целостность в восприятии изучаемого явления, в сознании ученика
не возникает целостного образа этого явления.
2. Педагог вынужденно подменяет моделирование динамичного процесса
моделированием его мгновенного слепка. При этом теряется динамичность
в восприятии явления.
3. «Традиционный педагог» может уповать только на учебник и добрую
волю ученика, который захочет озвучить сформулированное определение.
4. Запись новых символов, указание термина, для обозначения которого
они используются, и повторение учениками смысла новой символики.
При этом невольно утрачивается соответствие между знаком и процессом.
Знак становится самостоятельным объектом, служащим заменителем
вербальной формы определения. Вследствие этого ученики привыкают
манипулировать знаками безотносительно к процессу, с которым эти
знаки связаны
|
1. Педагог имеет возможность продемонстрировать на уроке видеофрагмент,
демонстрирующий изучаемое явление с синхронным его комментированием.
2. Педагог имеет возможность продемонстрировать анимационные модели,
раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность.
3. Педагог может организовать для каждого ученика процесс вербализации
нового понятия с параллельным самоконтролем, что существенно улучшает
процесс его запоминания.
4. Электронные пособия позволяют не только произвести сопоставление
между термином и знаком, но и осуществить тройное сопоставление
«Модель - термин - знак», что устраняет указанный выше разрыв
и способствует формированию системы изучения нового явления
|
Принцип деятельности — в процессе планирования
урока педагог должен подготовить каждому ученику задания, учитывающие
как актуальный уровень его способностей, так и его природные задатки
к приобретению новых знаний, умений и навыков |
Педагоги вручную подготавливают разноуровневый
разда-точный материал. На его разработку затрачивается слишком
много времени, имеющиеся пособия далеко не всегда предоставляют
достаточное количество разнообразных за-даний |
Значительное ускорение подготовки индивидуальных заданий. Так,
учитель математики, используя электронное пособие «Все задачи
школьной математики» (компания «Интерактивная линия», Москва),
в течение 15 минут может получить до 30 различных вариан-тов |
Принцип минимакса — педагог должен организовать учебный процесс
так, чтобы каждый ученик имел возможность освоить учебное содержание
на самом высоком, творческом уровне и неизбежно осваивал минимальный
уровень, задаваемый государ-ственным стандартом |
Планирование индивидуаль¬ной деятельности учеников
— процесс чрезвычайно кропотливый, отнимающий у педагогов массу
времени |
Использование такого обучающею программного комплекса,
как Net-Школа (компания РООС, г. Самара), может существенно упростить
процесс планирования индивидуальной работы ученика |
Принцип вариативности —
Педагог должен предложить ученикам достаточно большой массив задний,
из которых они должны выбрать те, которые соответствуют определенным
требованиям
|
Трудно реализовать из-за того что необходим слишком
боль-шой набор заданий и много времени для их ручного тира-жирования. |
Появляется возможность составить систему заданий для каждого
ученика, учитывая его индивидуальные особенности, увеличить объем
используемых заданий, в разы сократить время их отбора и тиражирования |
Принцип творчества требует от педагога включить в план урока
задания, для выполнения которых ученику потребуется придумать
собственный метод |
Педагог и ученик используют в работе ограниченные
ресурсы печатных изданий, реализуя творческие задания на бумажных
носителях. |
Педагог предлагает учащимся дополнительную зрительную
и слуховую информацию с муль-тимедийных носителей или из интернета. |
Принцип психологической комфортности — учитель
должен предусмотреть все потенциально дискомфортные ситуации и
исключить их появление на уроке. Наруше-ние комфортности приводит
к формированию у школьников антимотивации к учебной деятельности,
подрыву их психического и физического здоровья |
Как бы ни старался учитель, но спрашивать «слабых»
учени-ков он вынужден. А ответ такого ученика у доски — это дискомфортная
ситуация и для этого ученика, и для класса в целом |
Используя на уроке сетевую версию электронного пособия, учитель
имеет возможность контролировать индивидуаль-ную работу каждого
ребенка, в том числе и «слабого» не отходя от собственного стола.
Педагог может внести коррективы и оценить деятельность ученика.
Ученик работает в темпе, соответствующем его природным задаткам.
Он не боится отстать от других одно-классников или ответить хуже
них, потому что он выводится из соревнования, в котором ему всегда
отведена роль аутсайдера
|
Надеемся, наш анализ наглядно демонстрирует, что современные принципы
организации учебного процесса могут быть реализованы только на основе
использования современных средств обучения. И это должны осознавать
не только педагоги, но и руководители общеобразовательных учреждений.
|
|