Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Эфиопии
 



Модели использования информационно-коммуникационных технологий в обучении истории и во внеклассной работе по предмету


Ермаков Игорь Алексеевич, учитель истории

г. Липецк

 

В результате проведенной технологической модернизации кабинета информатики в этом учебном году, благодаря изменениям в учебном расписании, в котором предусмотрено использование кабинета другими учителями-предметниками, у меня появилась возможность использовать компьютер на уроках истории как одно из методических средств учебного процесса.
Любой учитель, имея опыт работы на компьютере, зная основы теории и практики метода применения новых информационных технологий в образовательном процессе, согласится, что он обязан поставить перед собой цели для реализации задач модернизации учебного процесса в направлении компьютерной поддержки любого предмета:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • подготовка личности "информационного общества";
  • формирование исследовательских умений.


Компьютер – элемент молодежной культуры, и кажется, что ученики знают его возможности лучше, чем большинство учителей. Однако, это не совсем так. Ведь основная масса детей использует компьютер для двух вещей – игры и общения в Интернете. Очень многие подростки не воспринимают компьютер как свой рабочий инструмент, и часто не ассоциируют компьютер с учебным процессом. В нашей школе существует группа учеников, которые разбираются в программах лучше учителя гумманитария, но моя задача – показать возможности компьютера в постижении истории, а что касается неизвестных программ, то их незнание вряд ли может повлиять на компетенцию в истории.


На прилагаемой таблице №1 рассмотрим общепринятую практику использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

1. Изучение нового материала

Можно выделить два направления – самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ. Самое поверхностное использование компьютера – иллюстративный материал. Экран экономит время, давая учителю возможность заранее отсортировать изобразительный материал, а также применить “аудиоиллюстрацию” в тех объемах, которые ему удобны. Компьютер помогает сделать урок более продуктивным и научить школьников навыкам конспектирования.
Особое значение приобретает компьютер при составлении схем и таблиц. Заранее под-готовленный пошаговый материал дает возможность задать темп урока и в то же время по-зволяет вернуться к любому промежуточному построению. Здесь могут помочь уже готовые компьютерные программы. Пример: программа по курсу «Введение в обществознание» для 8 класса.

Повышенный интерес к урокам истории в 5 классе по курсу «История древнего мира» проявляют учащиеся при использовании компьютерной программы, позволяющей расширить уже имеющиеся знания по некоторым темам. Применение компьютера в 5 классе позволяет не только увлечь учащихся, но и оказать большую помощь коллеге-учителю информатики в вопросах адаптации вчерашнего выпускника начальной школы к новым условиям обучения на старшей ступени, особенно в новых образовательных областях.
Опыт использования компьютерного курса позволяет сделать следующие выводы по методике проведения уроков:

  • Восприятие готового курса отличается в восприятии школьников от учительской презентации - они зачастую воспринимают сюжет на экране как “кино”. Поэтому задача учителя побудить учеников к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, чтобы знакомство с материалом шло интенсивно.


2. Опрос
Опрос с применением компьютера используется мною по темам о культуре. Изобрази-тельный ряд, который показывается на уроках, усваивается учащимися лучше, если известно, что позже потребуется не только перечислить, какие картины написал тот или иной художник и, но и узнать картину, назвав ее автора.

3. Проектная деятельность
Проектная деятельность – сравнительно не новая форма работы, а особенно применительно к компьютерным программам. С прошлого учебного года учащиеся школы на предметной неделе выпускали не стенгазеты по предмету, а выполняли индивидуальные проекты по темам, которые выбирали сами. Темы были разнообразны и касались таких периодов истории от олимпийских игр в Греции до неизвестных страниц истории российской дипломатии, на основе прочитанных книг. В этом учебном году мы расширяем возможности и рамки выполнения творческих проектов. Во-первых, это будут презентации, выполненные в программе Power Point. Во-вторых, темы проектов будут не совсем обычны, они отличаются от прошлого года своим звучанием, содержанием, формой исполнения. Например, «История российского дворянства», «История российского купечества», «История российской дипломатии в лицах», «История дипломатического протокола», «Дипломатический обычай: вчера и сегодня», «Россия и космос», посвященный 45-летию освоения космоса, «И.В. Гете», «История Уолл-стрит», «Россия и Китай: в XXI век вместе», «Министерство Иностранных дел СССР в годы Великой Отечественной войны» и.т.д. Проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух дисциплин (в применении к данной работе ИВТ и истории), но реально его выполнении затрагивает гораздо более широкий спектр предметов – русский язык, литературу, мировую художественную культуру и ряд других в зависимости от темы.
Из всех проблем, которые возникают при реализации проекта – ключевая – рациональное сочетание занимательности и научности. Психологи утверждают, что восприятие современных подростков становится все более клиповым, и специфика подачи информации через экран компьютера требует небольших текстов. Поэтому к отбору информации, которая будет содержаться в проекте, надо подходить очень ответственно. Ведь основные сведения учащиеся берут из книг, где текст несет главную смысловую нагрузку, а вычленение главного, разбивка повествования на маленькие смысловые куски – навык, которым далеко не все школьники обладают. Так что один из “побочных” итогов проектной деятельности – навыки выделения главного.

Учитывая сложившуюся практику использования ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в учебном процессе, Федерация Интернет - образования представила модели взаимодействия учащихся с ИКТ, которые на сегодняшний день мы используем в своей работе. Рассмотрим ряд моделей ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), пред-ставленных на схеме. ( Табл.№2.)

Проанализируем модели использования информационных технологий:

  • Модель изучения. Это наиболее часто используемая модель. Происходит освоения инструмента, орудия труда. Модель предназначена для изучения технического сред-ства, в основном компьютера, программного обеспечения, технического и технологи-ческого интерфейса. Модель характеризуется непосредственным общением с техникой, выполнением действий, проверкой правильности реакции техники и программ.
  • Модель существования. Развивается в последнее время очень бурно. Получила распространение с разработкой программных средств, реализующих искусственные среды методом моделирования или созданием виртуальной реальности. Здесь используются и средства мультимедиа. Суть модели в том, что учащийся или любой другой пользователь воспринимает искусственную среду, как реальность, в которой он существует некоторый отрезок времени. Данная модель используется в тренажерах, играх, некоторых приложениях Internet . Модель обладает наибольшим по силе воздействием на пользователя.
  • Модель управления собственной информацией. Модель реализуется, когда в результате работы с техническими средствами и технологиями ученик накапливает зна-чительный объем информации, требующий организации хранения, систематизации, обновления и др. В простейшем случае данная модель реализуется при создании учеником каталогов с результатами деятельности, графиков, таблиц и т.п.
  • Модель управления технологическими процессами. В качестве технического средства использует в основном компьютер. Он задействован в данной модели как интел-лектуальный интерфейс между управляемым процессом и учеником. Например, такая модель используется при компьютерном управлении химическими или физическими опытами. Разработки, использующие такую модель, идут и, например, в легковых автомобилях или офисных помещениях, где на специальный процессор выведены параметры климата в машине или комнате и происходит их автоматизированная корректировка.
  • Модель творчества. При достаточном овладении техническими средствами, как инструментом, учащийся может использовать их в творческом процессе. Используются здесь компьютеры, видеокамеры, фотоаппараты, видеомагнитофоны, музыкальные центры и др. Техника снижает трудоемкость работ, выполняет оформительские функции, несет другую нагрузку. Данная модель используется во внеклассной воспитательной работе по предмету и вне предмета при подготовке и выпуске школьной газеты, вестника интеллектуального марафона. К данной работе привлекаются учащиеся всех классов в роли корреспондентов, оформителей, дизайнеров.



  • Модель общения. Передача сообщений на расстояние реализовывалась и до появления компьютеров (почта, телефон, телеграф, факс), но компьютер наряду с простым общением способен стать элементом человеческой культуры, базой реализации образовательных проектов, содержащей не только материалы учебного назначения, но и элементы мотивации учащихся. Эти средства позволяют реализовывать дистанционное обучение.
  • Модель просмотра. Модель реализуется как ради удовлетворения собственного любопытства, так и как модель поиска информации. Суть модели в том, что учащийся, считающий себя искушенным в работе с компьютером, начинает работу с новым экземпляром компьютера с просмотра его памяти, содержимого папок и файлов, а не с поставленной задачи. Эта модель реализуется также в процессе поиска в Internet . Аналогом подобной деятельности можно считать просмотр книг в библиотеке, видеофрагментов в прокате видеокассет. Данная модель пока не имеет серьезной методической проработки по ее практическом использованию, но интерес к ней очень высок и такие материалы должны вскоре появиться.
  • Модель добывания информации. Принципиально отличается от модели просмотра целенаправленностью поиска информации и использованием других средств. Модель реализуется в электронных энциклопедиях, путеводителях, каталогах библиотек, видеотек, фонотек и др. и используется, например, при подготовке докладов, рефератов и т.п.
  • Модель опосредованного взаимодействия. Модель не требует непосредственного общения с компьютером, всех участников какого-либо образовательного проекта, при этом образовательную деятельность определяет информация, полученная с компьютера. Например, распространенные сейчас в России ролевые игры предполагают общение участников игры на начальной стадии через компьютер с целью определить тему игры, историческую эпоху, роли участников. После этого происходит изучение соответствующей литературы, просмотр фильмов, разработка сценария, правил поведения и др. Процесс игры снимается несколькими камерами на пленку, записываются предварительно сочиненные песни, происходит обмен записями. Материалы такого проекта повышают мотивацию на уроках истории, литературы, географии, этики и других, хотя непосредственно с компьютером может при таком проекте общаться незначительная группа людей или даже один.


Все модели могут быть использованы в реализации учебной деятельности учащихся, все полезны и интересны, везде возможно и целесообразно использование технических средств. Теперь необходимо рассмотреть способы организации работы учащихся, соответствующие данным моделям. (Таб.№1)
В настоящее время выделяют следующие организационные модели взаимодействия учащихся с информационными технологиями:

  • Классно-урочная модель. Наиболее распространена в данный момент в нашей школе при использовании на уроке готовых программ. Характерной особенностью такой модели служит возможность использовать компьютер всеми учениками и учителем. В условиях нашей школы это возможно. Все места в кабинете информатики объединены в локальную сеть. Все ученики в процессе общения с техникой, в данном случае компьютером, выполняют однотипные или одинаковые действия.
    Я ставлю задачу, показываю, как ее решать и контролирую процесс решения. В такой модели контроль и оценка результатов весьма просты. Эта организационная модель реализует в основном модель изучения, которая является вспомогательной для всех остальных, и, в меньшей степени модель просмотра, когда учащиеся осваивают именно процедуры просмотра.
  • Проектно-групповая модель. Модель хорошо известна и дает очень хорошие результаты. Использование в школе техники и информационных технологий может вдохнуть новую жизнь в метод проектов, придать ему больший интерес и, как следствие, эффективность. Поскольку роли участников проекта различны, то использование ими техники является процессом вспомогательным и эпизодическим. У большинства учащихся есть персональные компьютеры дома и для реализации проекта достаточно одного компьютера в классе у учителя.
    Роль учителя при реализации данного метода значительно сложнее: решение педагогических вопросов, планирование изменений учебно-воспитательного процесса, планирование оценочных процедур, оценка учебных достижений каждого ученика. Все эти процедуры должны тщательно прорабатываться на стадии планирования проекта. Учитель должен строго следовать этим процедурам, что потребует новых знаний. Мотивация учащихся при использовании проектно-групповой модели столь высока, что все занимаются делом, а информатизированным оказывается сам учебный процесс, а не вспомогательные операции изучения техники и программных продуктов. Эта организационная модель реализует практически все модели использования информационных технологий, кроме модели изучения.
  • Модель индивидуальной деятельности. Эта модель активно реализуется в практике моей работы, так как многие ученики имеют компьютер дома и имеют доступ к компьютеру друзей, родителей и компьютерам в школе. Эта организационная модель реализует любую модель использования информационных технологий, ее можно применить как в урочное, так и во внеурочное время. Благодаря использованию этих моделей нам удается работать над выпуском школьной газеты, вестни-ком интеллектуального марафона, создавать проекты презентаций.


Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Экстенсивный путь развития школы практически невозможен, необходим переход на интенсивный, значительно снижающий декларативный способ подачи готовых знаний в пользу обучения методам поиска, обработки и трансформации информации из одной формы в другую. Обучение должно учитывать личность каждого ученика, а не ориентироваться на среднего.
  • Расширение информационного поля, нарастание информационных потоков, в том числе за счет СМИ, требуют осмысления учеником информации и новых умений, таких как критическое восприятие сообщений, понимание скрытого смысла, аргументация собственного мнения.

 

 
   
Embassy of the Russian Federation in Ethiopia, P.O. Box 1500, Fikre - Mariam Street, Addis Ababa, Ethiopia , e-mail:
Hosted by uCoz