Итак, компьютеры и информационные технологии уже прочно вошли в нашу
жизнь. На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании
способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес
учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку
к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной
реальностью. Но Интернет зачастую делает бессмысленным, например, написание
реферата, так как школьники всего лишь копируют информацию из сети.
Что делать? Запрещать использовать Интернет при выполнении домашних
заданий? Я думаю, есть вариант лучше – попытаться посмотреть на глобальную
сеть как на средство обучения.
Интернет для подготовки экзаменационного реферата может предоставить
более широкие возможности, чем традиционные средства обучения. Но здесь
никак не обойтись без корректирующих указаний учителя.
Программа действий по руководству подготовкой школьниками экзаменационных
рефератов при помощи Интернета может состоять из девяти приведенных
ниже инструкций.
Инструкция первая: не только можно, но и нужно.
Я объясняю ученикам, что при подготовке экзаменационного реферата я
приветствую привлечение ими материалов из Интернет. Но они должны помнить,
что на сайтах сети располагается информация разного качества, в том
числе с устаревшими данными, с фактическими неточностями, с логическими
неточностями. Поэтому прямое, бездумное копирование не сможет обеспечить
ученикам получение положительной оценки. Важным мотивационным моментом
здесь является осознание школьниками необходимости приложения собственных
интеллектуальных усилий и понимание того, что они и учитель единомышленники.
Инструкция вторая: ищи именно то, что нужно.
Каждый ученик должен получить конкретное индивидуальное задание. Он
пишет реферат на определенную, строго заданную тему, отклонение от которой
приведут к невозможности получить за представленную работу высший балл.
Тема конкретизуется в плане реферата. По пунктам плана ученику и следует
подбирать Интернет-информацию. Составление плана реферата и работа по
нему развивает логическое мышление школьников, дисциплинирует их сознание.
По такому плану найти готовый реферат в Интернете невозможно, что гарантирует
исключение прямого плагиата со стороны учащихся.
Инструкция третья: не бери, а выбирай.
Когда ученику будет понятно, что искать, необходимо подсказать, где
искать. Одна из поисковых машин по каждому ключевому слову (пункту плана)
выдаст список серверов, имеющих разный статус. Одним следует доверять
больше, другим меньше, третьи вообще не нужно принимать всерьез. Важно
при отборе материала определить, кем сервер создан и поддерживается.
Я своим ученикам рекомендую обращать внимание на следующие сайты:
- общественных организаций и движений;
- Интернет-проекты;
- тематические ресурсы;
- информационно-справочные системы;
- электронные периодические издания;
- форумы и конференции;
- образовательные по тематике.
Подобные сайты могут содержать достоверную информацию, однако она отражает
разные точки зрения на одни и те же вопросы. В таком случае можно задать
два варианта выполнения задания: собрать все точки зрения по данной
теме либо выбрать понравившуюся точку зрения и аргументировать свой
выбор. Осуществляемый учеником отбор материала создаст условия для самостоятельного
познания нового, будет способствовать формированию критического мышления
ребенка и его жизненной позиции.
Инструкция четвертая: вырежи, сложи и
склей.
Когда основные понятия темы определены, особенности изучаемого раскрыты,
интересные факты найдены, разные точки зрения по спорным вопросам приведены,
необходимо найденный материал расположить в определенной последовательности
(согласно плану), а затем связать их между собой. При этом текст, скорее
всего, потребует правки и дописывания учеником того, чего не хватает
для выполнения общего замысла работы. На этом этапе ученик развивает
свои логические навыки: выделение главного, построение логических закономерностей,
конструирование недостающих связок между частями.
Инструкция пятая: подбери к тексту рисунки,
таблицы, схемы.
На этом этапе я не сковываю творческую активность ученика, побуждаю
его к полному самовыражению. Предпочтения учащихся обусловлены их типом
мышления. Ребята подбирают и создают сами в рамках заданной темы стихи,
рисунки, анимации – все, на что хватает фантазии и умений. Все это способствует
более полному осмыслению учебного материала, развитию образного мышления,
формированию творческого, а не формального, отношению к труду.
Инструкция шестая: оформи грамотно и красиво.
Все подготовленные материалы следует скомпоновать в единый документ.
Здесь необходимо выполнить требования к оформлению работы. Для этого,
возможно, потребуется переформатировать части текста, вставить оформительские
элементы. Выполнение данного этапа работы над рефератом требует владения
на достаточном уровне современными информационно-компьютерными технологиями.
Итак, реферат готов. При описанном выше подходе выполнение
данной работы превратилось для школьника в творческую задачу, дало ему
возможность проявить все свои возможности, реализоваться и самопрезентоваться.
Я твердо уверена: при соответствующем педагогическом сопровождении и
Интернет станет средством обучения наших школьников!
|